Меню

Музей-галерея «Заварка»

Продолжая использовать этот сайт и нажимая кнопку «Принимаю», вы даете согласие на обработку файлов cookie.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
год постройки: 1899
Архитектор: А.А. Щербачев
Дом М.Д. Маштакова
«Среди наиболее интересных построек, выполненных в духе русского стиля в Самаре, следует назвать двухэтажный дом на улице Самарской , 207. В структуре дома М.Д. Маштакова, построенного в 1899 году, прослеживается влияние каменных особняков классицизма. Ось главного фасада симметричного здания подчеркнута фронтоном. Два узких боковых ризалита завершены четырехгранными шатрами со шпилями. Городской архитектор удачно развивает древнерусскую тему.

Благодаря творчеству А.А. Щербачева шатры стали архитектурной и современной Самары. Остроконечные, вытянутые вверх четырех- или восьмигранные крыши напоминают своим абрисом величественные ели. Наружное украшение деревянных домов, запроектированных А.А. Щербачевым, отвечало народным представлениям о красоте».
В.Г. Каркарьян «Тайны деревянных украсов Самары»
История Дома
1
1899
Мещанин Михаил Дементьевич Маштаков обратился в Самарскую городскую управу с прошением о постройке двухэтажного дома в 118 квартале
2
1911
Усадебное место продано самарскому купцу Николаю Федоровичу Маркову
3
1918
Дом муниципализирован и поделен на коммунальные квартиры
4
1988
Дом признан аварийным и надлежащим к расселению
5
1992
Дому присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения
6
1993
Дом обнесен забором, который останется на следующие 30 лет из-за безуспешных попыток устроить судьбу дома
7
2021

Проект по созданию Музея-галереи «Заварка» стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив

8
2022
Завершение реставрации и открытие Музея
В 2021 году Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры выиграло конкурс Президентского фонда культурных инициатив на создание в бывшем доме М.Д. Маштакова музея-галереи «Заварка». Инициаторами проекта стали депутат Государственной Думы Александр Хинштейн и председатель центрального совета ВООПИК Артем Демидов. Реставрация здания стала возможна благодаря поддержке правительства Самарской области. Благоустройство прилегающей территории выполнено силами администрации городского округа Самара.

Проект реставрации разработала компания «Вега Групп Регион» под руководством архитектора Александра Вязикова. Научную консультацию осуществлял ведущий научный сотрудник, заведующий сектором деревянного зодчества НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Андрей Бодэ. Группу, работавшую над концепцией креативного пространства и его дизайном, возглавил самарский архитектор Дмитрий Храмов. В команду проекта вошли председатель регионального отделения ВООПИК Нина Казачкова, директор музея Э.А. Рязанова Мария Ионова, журналисты Армен Арутюнов и Анастасия Кнор.
Подлинные детали Дома Маштакова

Доступные для посетителей общественные пространства максимально сохраняют историческую планировку и решение интерьеров. Соответственно, здесь сосредоточены выявленные подлинники, раскрытия исторических конструкций и представлены наиболее яркие дизайнерские находки.


Эти пространства по возможности освобождены от позднейших перегородок и воспроизводят первоначальную обстановку богатого городского дома. Композиционным центром интерьера стала центральная комната второго этажа.


Для того, чтобы выявить сохранившиеся подлинники, было принято решение не окрашивать их, как в действительности было, а оставить в очищенном и открытом виде.

Стены
На южной лестнице оставлен без штукатурки такой же потолок и рядом раскрыта конструкция стены, состоящей из вертикально поставленных плах. Аналогичные раскрытия стен сделаны и на первом этаже. Мы неслучайно обратили внимание на стены из вертикальных конструкций. Подобный прием не характерен для русского деревянного зодчества. Видимо, это отражение южнорусских строительных традиций, тяготеющих к каркасу.
Лестницы
Ступени и конструкции южной лестницы полностью подлинные, ограждения воссозданы в силу многочисленных утрат и повреждений. На северной лестнице тоже осталось несколько подлинных элементов, но там их мало, и специально выявлять их не было смысла. Ограждения лестниц пришлось сделать из нового материала, но по формам они соответствуют историческим образцам.

Потолок
Конструкции потолка сделаны их толстых досок по черепным брускам, прибитым к балкам большими коваными гвоздями.

Раскрытие потолка сделано для демонстрации исторических конструкций, обычно скрываемых штукатуркой.




Полы
Полы, в силу многочисленных повреждений, заменены новыми. Однако все хорошо сохранившиеся подлинные доски пола собраны из разных помещений дома и уложены во входном южном коридоре и перед лестницей. Исторические доски пола выделены тем, что они очищены, не тонированы и просто покрыты лаком.

Из сохранившихся подлинных досок пола были созданы столы и лавки для пространства чайной.
Двери
Дверные полотна отреставрированы, новые реставрационные вставки слегка тонированы, воссоздано одно недостающее парное филенчатое полотно. Вокруг подлинных дверей собраны сохранившиеся подлинные наличники.

Новые воссозданные двери, в отличие от подлинных, окрашены.



Печи
Печи сохранены в подлинном виде. Металл очищен от покрасок, минимально отреставрирован в местах, где были сильные повреждения. Кирпичная кладка очищена и не оштукатурена специально с целью демонстрации подлинника.
Вокруг печей частично сохранены кривые квартирные перегородки для того, чтобы показать, как печи топились из коридоров.


Дранка
На стене южной лестницы имеется раскрытие конструкций стены, демонстрирующая дранку – решетчатую конструкцию из тонких деревянных планок, которая выступает в роли основания нанесения облицовки деревянного дома.
Идея дранки заключается в том, что набитые в несколько слоев планки создают ячейки, которые удобно заполняются раствором.
Окна
Оконные коробки и подоконники очищены от краски, реставрированы с докомпоновками утрат и заменами сгнивших элементов и тоже оставлены неокрашенными, только тонированными.

Окна обрамлены вновь изготовленными наличниками, но тоже неокрашенными под стать коробкам. Оконные рамы воссозданы по образцу одной оставшейся исторической рамы.
Декор фасада
При реставрации фасадов максимально сохранены подлинные декоративные детали. Они были аккуратно сняты, очищены, реставрированы с восполнением утрат и вновь окрашены.

Если присмотреться к деталям, то можно увидеть разницу между подлинниками и новыми добавлениями.
Каждое воскресенье в 16:00 мы проводим обзорные экскурсии по дому
Участники проходят по залам музея, включая действующую выставку и пространство 1 этажа, знакомятся с историей строительства дома и его первого хозяина Михаила Дементьевича Маштакова.

Стоимость билета: 300 рублей.
Доступна покупка по Пушкинской карте.

Узнать подробности и записаться на ближайшую экскурсию можно по телефону: +7 (846) 202-32-17.