Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.
Арх-детали: Карниз, кронштейн, пилястра, наличник
Несущие конструкции, элементы оформления, резьба, и другие детали формируют образ здания, помогают лучше понять стиль и эпоху, вкусы владельцев, а также мастерство архитекторов, строителей, плотников и мастеров-резчиков.
Карниз
Карниз – одна из трех основных (наряду с архитравом и фризом) частей антаблемента; венчает его и одновременно заметно выдается вперед по сравнению с нижележащими частями ордера. Является архитектурным образом кровли и несущих ее конструкций (стропил, обрешетин и т. д.).
Карниз в интерьере – переходная часть от стены к потолочному перекрытию, которая выдается над отвесной линией стены интерьера. [2]*
Кронштейн
Кронштейн – подпора, выдающаяся из стены или прикрепленная к ней, для поддержания какой-либо части здания (карниза, балкона) или скульптуры, вазы и т. п. Кронштейн может быть архитектурным элементом не только на фасаде здания, но и в интерьере. [3]*
В книге «Домовая резьба» Александр Фёдорович Афанасьев определяет «кронштейн» как «конструкцию, позволяющую перенести нагрузку с горизонтальной опоры на вертикальную, и наоборот. <…> В сооружении домов кронштейны широко применяются для поддержки карнизов, крыш крылец, балконов и др.» [1, с. 550-551]*
Кронштейны дома Маштакова, поддерживающие кровлю здания, декорированы обильным растительным орнаментом.
Пилястра
Пилястра — модификация ордерной колонны, плоский вертикальный выступ стены, повторяющий соответствующую по ордеру колонну в основных пропорциях и формах своего фасада. Пилястра выступает из стены примерно на ¼ своей ширины. [5]*
У дома Маштакова такие пилястры встречаются на фасаде здания, в выступающих ризалитах. Пилястры первого этажа декорированы пропильной резьбой с растительным орнаментом, в то время как пилястры второго этажа оформлены накладной так называемой профильной резьбой.
Резьба с растительным орнаментом стала источником вдохновения для самарского локального ювелирного бренда «Бунтарка».
Наличник
На сайте Российской академии художеств термин «наличник» определяется как декоративное обрамление проема окна, двери. Наличники характерны для многих этапов развития национальных школ народной и профессиональной архитектуры. [4]*
Александр Фёдорович Афанасьев в своей книге «Домовая резьба» так описывает наличник: «…декоративное обрамление оконного проёма. Его составные части: очелье, или фронтон (верхняя часть), две тяги, или колонки, и подоконная часть (подзор). Наличники служат не только для защиты окон и дома от дождя и стужи. Они являются самым распространённым объектом украшения деревянных домов». [1, с. 540]*
В русской крестьянской архитектуре с XV века обычно было декоративное оформление дверного и оконного проемов. По форме оно зачастую напоминает портик, в чем сказывается влияние городской или усадебной архитектуры. Наличники богато украшались резьбой, в которой преобладали растительные мотивы, изображения фантастических животных, которые считались в народе оберегами. Наиболее яркие образцы наличников сохранились в домовой резьба Русского Севера, Подмосковья и Поволжья.
Источники
1. Афанасьев, А. Ф. Домовая резьба [Текст] / А. Ф. Афанасьев. – Москва: Белый город, 2008. – 680 с.: ил. 2. Карниз [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3LEssT (дата общения: 05.04.2025). 3. Кронштейн [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3LEttp (дата общения: 05.04.2025). 4. Наличник [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3LEzqW (дата общения: 05.04.2025). 5. Пилястра [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3LEzd3 (дата общения: 05.04.2025).
Вернуться к рубрике
Андрей Борисович Бодэ
Ведущий научный сотрудник, заведующий сектором деревянного зодчества НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства.
Источник
Афанасьев, А. Ф. Домовая резьба [Текст] / А. Ф. Афанасьев. – Москва: Белый город, 2008. – 680 с.: ил. с. 550-551.
Афанасьев, А. Ф. Домовая резьба [Текст] / А. Ф. Афанасьев. – Москва: Белый город, 2008. – 680 с.: ил.с. 540.
Емельян Гурьянов
Главный архитектор города Куйбышева, историк архитектуры, краевед.
Ваган Гайкович Каркарьян
Почётный гражданин Самары, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, профессор, художник, краевед, градозащитник.