“
В рамках наших музейных мероприятий мы продолжаем вместе с нашими посетителями изучать психогеографию города. Нас интересует то, как город влияет на конкретных людей, через определенные локации, объекты, символы и знаки определяет наши чувства и поведение.
Изучая это влияние, мы используем различные методы. К примеру, не так давно наша команда проводила «Дрейф по парку Дружбы», где мы через игру взаимодействовали с окружающим пространством: интерпретировали работы Сергея Ключникова, которые находятся в парке, фантазировали у его забытых архитектурных объектов, воссоздавали свои детские воспоминания, оживляли заброшенные аттракционы.
Не менее интересен еще один метод, который мы используем при изучении психогеографии, – фотопрогулка, в ходе которой участники смотрят на город через объектив фотоаппарата (или телефона), замечая встречающиеся на пути необычные объекты.
В рамках выставки про фотографа-документалиста Прокудина-Горского участники выходили из стен музея на своеобразную фотодокументальную экспедицию. Мы фотографировали город в разных нестандартных жанрах. Например, нужно было запечатлеть природу в городе, найти на улице натюрморт, увидеть тексты-послания, сделать портрет двора (без присутствия на снимке человека), встретить абстракции на стенах домов.
Вторая наша фотопрогулка «Параллельные» состоялась 30 марта. В рамках этого экспериментального события участникам предлагалось посмотреть на параллельную нашей улицу (Садовую) как на волшебное, сказочное или сновидческое место. Мы рассматривали привычные нам дома, заходили в знаменитые Самарские дворики, а объектив камеры выхватывал странные и необычные знаки.
Так, в начале пути мы оказались в волшебном лесу (сквер у Музея-галереи «Заварка») – в пространстве переходном. В нем мы фотографировали городскую природу. Затем участники перешли через «коридор» по улице Ярмарочная на Садовую, где нам встретился Доходный дом Зарубалова – мы обратили внимание на его необычные элементы, особенно на лепнину с фигурами девушек.
На «Параллельной» улице мы нашли окна с оставленными на них граффити: многие из этих надписей были нечитаемые, походили на послания на неизвестном магическом языке. Пройдя чуть дальше, мы оказались у «галереи абстрактной живописи», экспозиция которой находилась на улице, прямо на стене дома. Мы вглядывались в пятна краски, оставленные сотрудниками ЖЭКа, обнаруживая в этих больших мазках случайные абстрактные картины. На Садовой мы фотографировали искусственные цветы у кофейни и искали неживые предметы, кажущиеся живыми, рассматривали стену старого дома как своеобразную карту, где кусочки штукатурки превратились в мини-ландшафт с небольшими холмами и горами.
Кроме этого, мы фотографировали конкретные объекты – баннеры в стеклах зоомагазина, стрит-арт во дворе дома Зарубалова, – видя в них портреты улиц. Заметив странную деревянную дверь со львами и необычной резьбой, участники стали искать в городе различные порталы: двери, окна, выбитые кирпичи.
Важной частью нашей экспедиции было посещение самарских двориков. В одном из них мы обнаружили маленький двухэтажный домик, окруженный новостройками-гигантами: здесь мы искали сочетающиеся друг с другом элементы разных времен. Во время фотопрогулки произошла интересная встреча: на крыльцо маленького дома вышла хозяйка. Доброжелательно поговорив с нами и узнав, что мы из «Заварки», пошутила: «Заберите и нас в музей! В другом дворике мы также встретили необычных жителей – Пикачу и розового слоника. Один был нарисован мелом на стене, другой сидел на трансформаторе. Осмотревшись, мы заметили покосившиеся старые дома и практически забытый сегодня элемент улицы – водяную колонку.
В одном из самых загадочных и даже пугающих дворов мы обратили внимание на дом с ярко-красными занавесками на окнах. Он выглядел так, будто там живут духи из сериала «Твин Пикс». А рядом с этим домом припарковался трактор, который, как казалось, используется не для уборки снега, а как личный транспорт. Возвращаясь из «параллельного мира» улицы Садовой, мы сфотографировали касание собственной руки о стену дома: для того, чтобы почувствовать реальный мир и выйти из мира образов».